Русский Илон Маск все? Что происходит с Arrival Дениса Свердлова

Примерно два года назад в мире стартапов стал популярен новый игрок. В 2019 году компания Arrival под руководством российского бизнесмена Дениса Свердлова получила инвестиции в размере 100 млн евро от компаний Hyundai и Kia. Тогда же стартап был оценен в 3 млрд евро, что привлекло значительное внимание инвесторов.

У Arrival был также внушительный прогноз по выручке. Исходя из неё, выручка компании должна была расти больше, чем на 100% в год. В 2022 году планировалась заработать $1 млрд, в 2023 — $5 млрд, а в 2024 — $14,1 млрд. Однако амбициозные планы Свердлова слегка омрачило кризисное положение, которое преследует компанию последние месяцы. Пиком же стала новость о том, что Arrival грозит делистинг с биржы Nasdaq, если они не поднимут стоимость своих акций.

А начиналось так красиво

Arrival позиционирует себя на рынке как производитель электромобилей. По факту это британская компания с русскими корнями. Основана она российским предпринимателем Денисом Свердловым, который ранее был главой мобильного оператора Yota и даже успел побывать замминистром связи России.

Изначально Arrival объявил о производстве электронных автобусов и минивэнов. Дизайн автомобилей современный и футуристичный, сразу же привлекает к себе внимание. Кажется, что у русских появился свой Илон Маск и своя Tesla. Ожидания инвесторов оправдывает большой контракт Arrival с курьерской службой UPS на поставку 10 тыс. электронных минивэнов.

Преимуществом стартапа является то, что при производстве своих автомобилей Arrival использует модульную конструкцию. Простыми словами, они могут видоизменять комплектацию автомобиля, учитывая предпочтения заказчика.

Ещё один плюс Arrival – это технологичный подход к производству. Его компания ведет сборку на «микрофабриках». В таких условиях порядок прохождения сборки автомобиля можно подстраивать под программу, которая управляет процессом. Такие фабрики являются мобильными, их можно разместить на нужном месте буквально за полгода. Таким образом, есть возможно сократить издержки и не повышать цены на продукт.

Итог: стильный дизайн, софт собственной разработки, инновационные решения и низкая цена.

Что же пошло не так?

В 2021 году в разгар популярности Arrival начал торговаться на бирже Nasdaq. На тот момент акции компании стоили $22,8.

К августу 2022 года акции Arrival на бирже уже стоили $1,73. Летом этого года компания объявила о том, что теперь они смещают свой вектор внимания с Великобритании на США. Также планируют сократить расходы на 30%, который, конечно же, включает в себя серию увольнений. Большим ударом стало сокращение выпуска электрофургонов — с 400 до 20 штук за 2022 год.

За осень дела Arrival так и не улучшились. К 3 ноября этого года акции компании и вовсе упали до $0,69. Теперь ей грозит делистинг с Nasdaq, ведь их по требованиям акции компании должны торговаться выше отметки $1 за штуку в течение 30 дней. Сейчас у Arrival есть полгода, чтобы поднять стоимость акций до $1.

Однако не прошло и недели, как вышел отчёт Arrival за третий квартал. Новый прогноз говорит о том, что доходы и маржа появятся не раньше 2024 года. Биржа, конечно, отреагировала моментально. Акции компании упали на 38% до $0,37, увеличив вероятность выбывания Arrival с Nasdaq.

Акции Arrival c октября по ноябрь

Анонимный источник

Два раунда увольнений не прошли даром для компании. В разгар тотального отчаяния издание Financials Times выпустил материал, где бывшие сотрудники Arrival охотно сливают всю не очень позитивную информацию об атмосфере внутри компании.

Во-первых, моральный дух сотрудников после ряда сокращений на нуле, что не удивительно. Сообщается о случаях, когда после увольнения обнаруживались кражи инструментов с производств. Также произошла утечка коммерческой информации, благодаря которой мы и узнали о внутреннем состоянии Arrival на данный момент.

Во-вторых, появилась информация о том, что высокоавтоматизированные микрофабрики, о которых мы писали ранее, не так уж и автоматизированы. Свердлов в сентябре презентовал первый электрофургон и утверждал, что его производство полностью автоматизировано. Однако некоторые работники заявили, что на самом деле вся работа была сделана вручную. Arrival, в свою очередь, опровергли эту информацию.

Инвесторы, конечно же, обеспокоены. Сообщается, что один из крупнейших инвесторов BlackRock устроил неожиданную встречу с руководством Arrival, однако, что именно обсуждалось, неизвестно. Мелкие же инвесторы вообще начали без предупреждения объявляться на производстве, что привело к появлению охранника на автостоянке.

Главное не обжечь крылья, Денис

Главная причина краха этого стартапа то, что он слишком много на себя взял, не рассчитав свои силы. Оказывается, что производить электромобили не так уж и просто – и в этом признаётся и сам Денис Свердлов. Начать производство «наверняка намного сложнее, чем мы думали» — говорит глава компании в сентябрьском интервью Financials Times.

Оказалось, что микрофабрики – это не так уж и дёшево и удобно. Оказалось, что на рынке электромобилей сейчас и так много конкуренции и среди них такие гиганты, как Mercedes-Benz, Ford, Toyota ну и, конечно же, Tesla. И они в отличие от Arrival имеют возможность продавать свои электромобили частным лицам, а для продажи фургонов и автобусов нужны контракты. И даже обязательства по тому единственному контракту с UPS до сих пор не получается выполнить. Оказалось, что быть как Илон Маск – это не так уж и просто.

Но несмотря на всё это, мы неожиданно получаем сведения о том, что свои итак ограниченные ресурсы компания удерживает для секретного проекта. Раскрылось, что Денис Свердлов уже два года как планирует создание реактивного самолёта. Только на исследование и разработку он потратил 2,3 миллиона фунтов стерлингов.

Что ж, остаётся только позавидовать оптимизму и амбициям Дениса Свердлова. Что будет с Arrival можно только гадать, однако, прогнозы не утешают, увы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *