«Отменили» — обычное слово, которое так много значит сегодня. Заголовки ежедневно пестрят фразами: «Его «отменили» из-за неудачной шутки», «Ее «отменили» из-за твитта 2011 года» и так далее. Давайте вместе разберемся, где проходит тончайшая грань между реальной пользой отмены и бесконтрольной властью общества.
Сancel culture («Культура отмены») — это бойкотирование известных личностей или брендов. Проще говоря, лишение поддержки и статусности в глазах обычных людей. Иногда людям прощают их грехи, иногда — нет.
Все чаще можно столкнуться с тем, что бренды в корни меняют свои принципы ради мнения большинства. Например, недавняя история с героями рекламы M&M’s. Персонажи-конфеты стали благодаря маркетологам не только разнообразнее, но и индивидуальнее. Но клиентам такая диверсификация пришлась не по душе. Коричневой говорящей конфете сделали ниже каблуки, а Зеленую и вовсе переобули в кеды. Изначально авторы рекламы хотели сделать «девушек» менее сексуальными, но в итоге это вызвало невероятный ажиотаж среди покупателей. Им не понравились такие задумки, общество потребовало «заставить» Красного более уважительно относится к другим, а Оранжевого наконец-то поверить в себя. Закончилось все тем, что у конфет M&M’s теперь другое лицо — американская актриса Мая Рудольф. К Майе вопросов никаких нет, а вот знаменитые драже теперь будут не такими «вкусными».
Конечно, это простой пример того, как мнение общества может менять то, что было таким знакомым и любимым. Мир меняется, стандарты меняются, но нам по-прежнему хочется, чтобы что-то оставалось неизменным. У конфет знаменитой марки был шанс стать «современным воплощением идеалов», но им не дали этого сделать.
Другой яркий пример «отмены» история небезызвестного и опального Харви Вайнштейна. Это пример того, как общественное осуждение вызвало ряд положительных итогов. Проблема сексуальных домогательств не только обрела общественную огласку, но и стала полностью незаконной. Движение #MeToo настолько далеко продвинулось, что этому нельзя не порадоваться. Теперь Голливуд заметно «подчистит» тех, кто безнаказанно жил так много лет, совершая провокационные действия по отношению к беззащитным.
«Отменить» знаменитость стало проще. Достаточно прямых доказательств, а иной раз и простых высказываний. Например, актер Кевин Спейси пострадал от слов мужчины, который обвинил его в изнасиловании еще в 90-х. Спейси суд выиграл, так сказать репутацию очистил, но флер «былых дней» оставил заметный отпечаток на его карьере. Неизвестно, сможет ли он вернуть доверие общества и снова заняться любимым делом. Такая же история постигла и всеми любимого Джонни Деппа. Эмбер Херд настолько ловко настроила общество против Деппа, что нам сложно поверить, что она сама оказалась такой скользкой персоной. Общество привыкло защищать женщин (и это правильно), но иногда они сами оказываются абьюзерами. Дело вовсе ни в поле и ни в гендере, ни в цвете кожи, ни в возрасте, а скорее в статусе и в том, готов ли человек говорить правду.
Но есть яркие примеры того, как общественное мнение не может лишить статуса даже самых ярких представителей «эпатажа». Никак не получается «отменить» скандального Канье Уэста за антисемитские высказывания. А его экс-супруга Ким Кардашьян постоянно попадается на культурной апроприации. Актер Эзра Миллер за свои выходки до сих пор не получил «заслуженной отмены», хотя его время в третьей части «Фантастических тварей» заметно сократили. Студии не торопятся разрывать с ним контракты, как это было с Деппом или Спейси.
Иногда общество все-таки может прощать селебрити. Регина Тодоренко смогла очиститься от неосторожной фразы «Что ты сделала для того, чтобы не бил?». Многочисленные извинения помогли звезде «Орла и решки» вернуться на отечественное телевидение и начать все с начала.
Почему тогда мы так яро готовы судить кого-то за промахи?
Общество устало от идеальной картинки в социальных сетях. Многие блогеры ведут настолько «искусственный» образ жизни, что от него начинает буквально тошнить. Люди хотят искренности с той «стороны экрана». Хотят слышать мнение, высказывания и идеи. Но правда в том, что так же обществу не угодно слушать «неправильное» мнение. Тогда стоит ли возмущаться от неестественных блогеров и анфлюенсеров, знаменитостей, которые не придерживаются ничьей стороны, боясь быть «отмененными»?
Какую цену мы готовы заплатить, чтобы «отменять» всех и вся. Нет и никогда не будет единого мнения/решения, которое сможет истинно удовлетворить каждого. Тогда стоит ли его искать? Хорошо, что «культура отмены» контролирует поведение публичных людей, но у нее есть и побочные действия, которые вредят.
«Культура отмены» — это мощный инструмент в руках общество. Но люди должны совершать ошибки (простительные) и учиться на них, должны признавать свою вину и не повторять проступков впредь. Только так общество сможет расти, взрослеть и совершенствоваться. Ему нужны антигерои, которые научат всех остальных «как неправильно». В противном случае оно поглотит само себя и начнет пожирать всех подряд. А это уже общественный диссонанс, а не поступок на благо системы.