Кризис на рынке умных колонок. Почему умная колонка от Amazon приносит убытки?

В 2014 году, когда появилась колонка Echo с голосовой помощницей Alexa, всё интернет-пространство прогнозировало ей великое будущее. Многие СМИ называли её «компьютером будущего» и «разработкой из вселенной «Звездного пути»». Конечно были и те, кто сомневался в этом. Хейтеры этой разработки были уверены, что никому не нужно спрашивать у искусственного интеллекта какой сегодня день на календаре. Однако в последнее время об этой разработке Amazon практически ничего не слышно. Зато есть цифры.

  • В первые два года после запуска Amazon продали 5 млн устройств, а в 2021 году вообще 65 млн.
  • Однако если верить данным издания The Wall Street Journal, подразделение стабильно теряет около $5 млрд в год стабильно.
  • Уже в этом году Insider зафиксировал убыток в размере более $3 млрд за первый квартал, также спрогнозировал достижение показателя до $10 млрд.

Причины кризиса 

Amazon разработал действительно хорошую технологию, однако, забыл о разработке успешной бизнес-модели. 

По задумке компания продавала колонки практически по себестоимости, а выручка должна была идти от её использования. Джефф Безос хотел, чтобы Echo стал интерфейсом для маркетплейса Amazon. Он даже самостоятельно занимался маркетинговыми рассылками и старался сократить время отклика Alexa до минимума.

Замысел Безоса не воплотился в жизнь, потому что:

  • Неудобно совершать покупки не имея изображения перед глазами и отзывов на него. Echo, к сожалению, такими способностями не обладала;
  • Искусственный интеллект рандомно оформлял заказы. Были зафиксированы случаи, когда дети просили у колонки дорогостоящие товары без ведома родителей. 

У разработчиков также были идеи собирать информацию о пользователях, с целью узнать побольше об их интересах, предпочтениях и привычках, чтобы подстраивать колонку под индивидуальные предпочтения. Но пользователям такой расклад явно не понравился, учитывая, что он предполагал прослушку.

Уверенный спад значимости подразделения произошёл уже к 2018 году:

  • В 2019 году в команду по работе над отделом перестали нанимать сотрудников;
  • В 2020 году Безос сдался и перестал принимать участие в работе над проектом. Потерялась связь с высшим руководством;
  • В том же году провалилась идея с быстрыми голосовыми командами. Отдел перестал прогнозировать продажи. 

Сейчас игнорировать провал проекта стало невозможно. Компания планирует сократить штат команд Echo и Alexa на 10 тыс. сотрудников. Они, в свою очередь, поделились кризисной ситуацией подразделения с изданием Insider. 

Есть ли будущее? 

Инвестировать в Alexa собираются продолжать, но на данный момент нет никакой стратегии развития.

Из-за неопределённости и перестановок упало и обслуживание пользователей. В 2022 году были большие проблемы у клиентов из Индии и США. Люди не могли оформлять заказы с помощью колонки. В США проблема не разрешалась несколько месяцев, а в Индии около 200 дней. 

Возможно, компании стоит начать заниматься высокобюджетными продуктами. В сентябре прошлого года, например, Amazon презентовал домашнего робота Astro. Сейчас проект является любимчиком Безоса.

Bloomberg пишет, что Amazon стоит просто улучшить уже существующие модели Echo и продавать их дороже, чем уже существующие. А потом по примеру Apple, выпускать улучшенные версии раз в два года.

Стоит признать, что с проблемами на рынке голосовых помощников столкнулся не только Amazon. Google Assistant также испытывает трудности в монетизации своих голосовых команд и переживает кризис в своём отделе. 

В любом случае, таким большим корпорациям как Amazon стоит взять себя в руки, ведь молодые стартапы становятся всё успешнее и могут помешать гигантам. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *