В 2014 году, когда появилась колонка Echo с голосовой помощницей Alexa, всё интернет-пространство прогнозировало ей великое будущее. Многие СМИ называли её «компьютером будущего» и «разработкой из вселенной «Звездного пути»». Конечно были и те, кто сомневался в этом. Хейтеры этой разработки были уверены, что никому не нужно спрашивать у искусственного интеллекта какой сегодня день на календаре. Однако в последнее время об этой разработке Amazon практически ничего не слышно. Зато есть цифры.
- В первые два года после запуска Amazon продали 5 млн устройств, а в 2021 году вообще 65 млн.
- Однако если верить данным издания The Wall Street Journal, подразделение стабильно теряет около $5 млрд в год стабильно.
- Уже в этом году Insider зафиксировал убыток в размере более $3 млрд за первый квартал, также спрогнозировал достижение показателя до $10 млрд.
Причины кризиса
Amazon разработал действительно хорошую технологию, однако, забыл о разработке успешной бизнес-модели.
По задумке компания продавала колонки практически по себестоимости, а выручка должна была идти от её использования. Джефф Безос хотел, чтобы Echo стал интерфейсом для маркетплейса Amazon. Он даже самостоятельно занимался маркетинговыми рассылками и старался сократить время отклика Alexa до минимума.
Замысел Безоса не воплотился в жизнь, потому что:
- Неудобно совершать покупки не имея изображения перед глазами и отзывов на него. Echo, к сожалению, такими способностями не обладала;
- Искусственный интеллект рандомно оформлял заказы. Были зафиксированы случаи, когда дети просили у колонки дорогостоящие товары без ведома родителей.
У разработчиков также были идеи собирать информацию о пользователях, с целью узнать побольше об их интересах, предпочтениях и привычках, чтобы подстраивать колонку под индивидуальные предпочтения. Но пользователям такой расклад явно не понравился, учитывая, что он предполагал прослушку.
Уверенный спад значимости подразделения произошёл уже к 2018 году:
- В 2019 году в команду по работе над отделом перестали нанимать сотрудников;
- В 2020 году Безос сдался и перестал принимать участие в работе над проектом. Потерялась связь с высшим руководством;
- В том же году провалилась идея с быстрыми голосовыми командами. Отдел перестал прогнозировать продажи.
Сейчас игнорировать провал проекта стало невозможно. Компания планирует сократить штат команд Echo и Alexa на 10 тыс. сотрудников. Они, в свою очередь, поделились кризисной ситуацией подразделения с изданием Insider.
Есть ли будущее?
Инвестировать в Alexa собираются продолжать, но на данный момент нет никакой стратегии развития.
Из-за неопределённости и перестановок упало и обслуживание пользователей. В 2022 году были большие проблемы у клиентов из Индии и США. Люди не могли оформлять заказы с помощью колонки. В США проблема не разрешалась несколько месяцев, а в Индии около 200 дней.
Возможно, компании стоит начать заниматься высокобюджетными продуктами. В сентябре прошлого года, например, Amazon презентовал домашнего робота Astro. Сейчас проект является любимчиком Безоса.
Bloomberg пишет, что Amazon стоит просто улучшить уже существующие модели Echo и продавать их дороже, чем уже существующие. А потом по примеру Apple, выпускать улучшенные версии раз в два года.
Стоит признать, что с проблемами на рынке голосовых помощников столкнулся не только Amazon. Google Assistant также испытывает трудности в монетизации своих голосовых команд и переживает кризис в своём отделе.
В любом случае, таким большим корпорациям как Amazon стоит взять себя в руки, ведь молодые стартапы становятся всё успешнее и могут помешать гигантам.