Какой он — российский Vogue?

Пока на твоем столике валяется номер Cosmopolitan, на канале Vogue выходит очередное видео, фокусирующее внимание на мягком движении рук, достающих из сумочки помаду, и голосе, который увещевает носить пилочку для ногтей в маленьком кармашке. Все это настолько стало органичным, что настало время вспомнить, как из неорганики появилось живое и дышащее: вспомнить то, что ушло в небытие, появившись и мелькнув — модные журналы российской истории.

Но для начала нужно напомнить, что Cosmopolitan и Vogue появились в России почти в одно время: первый издается с 1994, а второй с 1998. Рядышком журналы Elle, Glamour… Все не перечислить, не перекопать, потому что прогулка по истории того же Vogue уведет нас аж в 1892 — не просто так же говорят, что “чужая душа — потемки”.

Но собственная душа — тоже не промах, поэтому прогуляться по истории наших модных журналов так же сложно, как поверить, что все билеты можно выучить за день до сессии.

С такой сложности и начинался этот путь — путь дамских журналов, которые сначала не имели даже собственного тела: страниц, чернил и букв. В 1774 году Н. И. Новиков издает журнал “Кошелек”, в котором в сатирической манере ругает французскую моду, экономику и политику, уже не французскую. Однако этот же Новиков подарил материальность уже только женскому журналу, создав “Модное ежемесячное издание, или библиотека дамского туалета”: здесь место находилось и на литературу, и на поучения, воспитывающие хороший вкус.

Если дальше шагать по истории вслепую, то можно не заметить, как веяния иностранной моды заполонили не только улицы, но и страницы изданий. Только в журнале “Литературные листки”, популярном в начале XIX века, уделялось внимание и Петербургской моде.

Все эти журналы были о многом и чуть-чуть о моде, которую мужчины-издатели, возможно, те еще франты, рассматривали с точки зрения влияний и поучений. Для описания муаров, бархата и газового платья нужна женщина, некая Миранда Пристли того времени. Ею стала Елизавета Сафонова, создавшая сначала “Журнал новейшего шитья”, целью которого было открыть мир пуговиц и ткани обычным женщинам. Затем она основала журнал “Ваза”, совместивший в себе уже и модные новости, и советы по составлению гардероба.

В конце XIX века монополией женского внимания обладали три журнала: “Новый русский базар”, “Вестник моды”, “Модный свет”. Сказать, какой из них лучше, значит выбирать между мамой и папой. В “Модном свете” цветные обложки, новизна тем. “Вестник моды” будто бы более утонченный, чуть прикладной со всеми этими вышивками и уроками. А “Новый русский базар” легок и понятен, как газета. Но их объединяет одно, кроме владельца: в каждом, помимо красивых иллюстраций, были статьи о науке, искусстве и просто светской жизни.

После революции все старые журналы так и остались страницами истории, но на их плодородной почве вырос новый — журнал “Ателье”. И если где и была свобода, то только в нем: геометрия того времени, футуризм, который начинается со шляпки и заканчивается литературным скачком к традиционной японской одежде, по которой можно проследить веяние моды на театральные постановки. К сожалению был выпущен только один тираж.

Дальше, конечно, тоже были журналы. Популярный “Журнал мод”, который просуществовал до 1991 года. После, на полках появились знакомые всем иностранные друзья.

Наверно, самой самобытной работой было единственное издание “Ателье”, потому что в нем были новаторские решения, рисунки, которые принадлежали художникам здешним, а не чужим. Такой журнал мог бы сразиться с тем же “Vogue”.

Интересно, что в России издатели чаще всего копировали статьи из иностранных журналов. Но стоило случится революции, как поток белой эмиграции покинул страну и стал влиять на моду там, где она якобы начиналась. Но это уже другая история.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *